Разделы сайта

Главная

Консультации

Пить, или не пить, вот в чем вопрос….

 

О влиянии алкоголя на организм человека сказано и написано много. Краше всяких слов данную проблему иллюстрируют асоциальные элементы общества, зачастую бесцельно слоняющиеся по городу и выживающие в их новой жизни, всецело наполненной алкоголем.

Но разговор о пагубном влиянии алкоголя (алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива) на организм человека, тем более на неокрепший организм подростков и молодежи, мы оставим для специалистов - медицинских работников, а в данной статье особое внимание обратим на те юридические и определенные жизненные обстоятельства, с которыми сталкивается человек, решивший «подружиться» с алкогольной продукцией.

Так, за 9 месяцев 2017 года окончено предварительное расследование

1   886 преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения в городе Минске, всего по Республике Беларусь - 12 023 преступлений, а административные правонарушения, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, измеряются сотнями тысяч. Есть о чем задуматься, не правда ли?!

Чаще всего молодежь совершает административные правонарушения, предусмотренные статьями 17.1 (мелкое хулиганство) и 17.3 (распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), зачастую - даже не задумываясь о том, что нарушают закон.

Ведь не многие знают, что распитие пива, различных напитков на основе пива и алкоголя (слабоалкогольные напитки) в общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.17.3 КоАП (распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения).

А что же такое общественные места, не предназначенные для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива?

Общественными местами, где употребление алкоголя запрещено, являются улицы, дворы, парки, стадионы, пляжи, общественный транспорт и иные общественные места.

Так что же это получается, что выпить вечером пива на лавочке с друзьями у дома, охлаждаться все тем же пивом на пляже, болеть на стадионе за любимую команду с бутылочкой чего-нибудь алкогольного незаконно?

Совершенно верно! Такие действия образуют состав административного правонарушения и влекут за собой наложение административного взыскания.

Административная ответственность в данном случае наступает с 16

лет.

Впервые совершивший такие противоправные действия гражданин может быть привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 17.3 КоАП в виде штрафа в размере до восьми базовых величин, а лицо, совершившее данное деяние повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, может быть привлечено к ответственности по части 3 статьи 17.3 КоАП в виде штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административного ареста (справочно: по состоянию на 01.10.2017 одна базовая величина составляет 23 рубля).

Но помни! Если тебе нет 14 лет, а ты совершил противоправные действия, - это не значит, что тебе ничего не будет.

Совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения, но не достигшего ко времени совершения такого деяний возраста, с которого наступает административная ответственность, является поводом для проведения с ним индивидуальной профилактической работы.

Продолжая все ту же тему пагубного влияния алкоголя, причем с юридической точки зрения, следует обратить внимание еще на одно правонарушение, о котором ни молодежь, ни люди возраста постарше сильно не задумываются. Ведь наказуемым является также действие, изложенное в законе как вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение (статья 17.4 КоАП).

Каким же способом совершается такое вовлечение?

Законодатель дает четкий ответ на данный вопрос.

Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение, совершенное путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, наказывается штрафом в размере от десяти до тридцати базовых величин (данная сумма на сегодняшний день составит от 230 до 690 рублей). Обратите внимание, что за пределами закона находится приобретение для несовершеннолетних указанных вещей, в том числе пива, а также иные активные действия (предложения, уговоры, обещания, угрозы и т.д.), вызывающие желание употребления спиртных напитков, одурманивающих веществ.

Стоит ли напоминать, что под воздействием алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива люди зачастую не отдают отчет своим действиям, противопоставляют себя обществу, агрессивное состояние выливается в порчу чужого имущества, причинение материального ущерба и, как следствие, значительные материальные траты виновного лица на его возмещение. Слабое ориентирование в пространстве и практически отсутствующая координация приводят к несчастным случаям (падениям с высоты, травмированию и др.) и необратимым последствиям.

В молодом возрасте стоит задуматься, что каждая выпитая рюмочка, каждая баночка пива отразится на вашем здоровье, а совершенные противоправные действия найдут отражение в вашей биографии, которая всю жизнь будет рассказывать о ваших победах и поражениях больше, чем вы сами.

КОНСУЛЬТАЦИЯ "НАРКОТИКИ И ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА"     ПОДРОБНЕЕ...

Какие игрушки необходимы детям

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля ит.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых. У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты. Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу - трансформеру, игрушке "Денди", взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине. В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему. Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни. Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию. Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать! Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.

Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.

К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки- матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.

К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.

К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.

В дальнейшем ребёнок сам сделает "инвентаризацию" своих игрушек. Никогда не заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку, которому не повезло и родители не покупают ему игрушек.

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и4 страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.

Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.

Подготовил:

заместитель заведующего

по основной деятельности

Петрович Л.С.

По материалам электронных СМИ

Ролевые игры у детей

То, что у взрослых принято называть «дошкольным детством», для малыша — начало жизни, время, когда он начинает открывать для себя мир человеческих отношений и общественных функций. Маленький человек испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь и активно участвовать в ней, окунуться в мир недоступных ему вещей. У всех детей есть заветный ключик от этого мира, к сожалению, недоступный взрослым: чудесное слово: «Понарошку!». Истоки ролевой игры находятся в предметно-манипулятивной деятельности раннего детства. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Становясь старше и овладевая действием, он начинает осознавать, что действует сам, а, значит, действует как взрослый. С этого момента его вниманием завладевает человек. Взрослые и их действия становятся образцом для подражания. Первые виды ролевых игр возникают на границе раннего (2-4 года) и дошкольного (5-7 лет) детства. Именно в этот момент, любое сильное впечатление, вызвавшее у малыша эмоциональный отклик, приводит к возникновению образно-ролевой игры — в ней ребенок с легкостью может вообразить себя кем угодно и чем угодно. Поездка за город на электричке может на целый день превратить его в пыхтящий паровозик, а поход в зоопарк — в бегемота, пускающего в ванной пенные пузыри. Ребенок вживается в образ, чувствует его душой и телом. Образно-ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного периода. Игровое действие имеет символический характер. Играя, ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом — другой: «Мне нельзя умываться, потому что я кусочек сахара и могу растаять!» А чтобы этого не случилось, необходимо дать ему мороженое, «потому что оно, на самом деле, волшебный эликсир».

Большой мир — в миниатюре

В любой детской всегда в изобилии найдутся игрушки, повторяющие предметы человеческой культуры или быта: мебель, посуду, одежду, машины. С их помощью ребенок усваивает функциональные назначения предметов и 2 приобретает навыки их использования. Не имея возможности получить в свое распоряжение настоящие автомобиль, утюг или мамину шубу, ребенок использует предметы-заместители: крышка от кастрюли становится рулем, а палочка ложкой. Появление предмета-заместителя — очень хороший показатель психического развития, эти предметы помогают малышу в дальнейшем легче усваивать различные символы. Ролевые игры влияют на формирование произвольности всех психических функций. Начинает развиваться произвольное поведение, произвольные внимание и память. Сознательная цель — запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче получается у ребенка в игре. А предмет-заместитель становится опорой для мышления. Кстати, камушки, железки, стружки, фантики и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, который насобирал малыш, из детской выбрасывать не стоит. Оптимальное решение — поставить для него коробку в дальний угол. В этом случае и порядок в доме сохранится, и ребенок получит возможность более интересно играть, развивая свое воображение. Замечено, что творческими способностями в большей мере обладают те, кто обходился в детстве парой стеклянных шариков и кусочком фольги, а отнюдь не конструктором «Лего». Постепенно активные игровые манипуляции с предметом-заместителем сокращаются, и малыш начинает действовать во внутреннем, воображаемом пространстве. Играя, он переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, исполняя различные роли, ребенок учится видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить иной взгляд и иную точку зрения.

Игра – дело серьезное

Было бы ошибкой считать, что игра для дошколенка — это ничего не значащая забава и приятное развлечение. Она оказывает огромное влияние на детей в этот период: влияет на формирование характера, помогает ребенку приобретать важные качества для дальнейшей, взрослой жизни. В процессе совместной игры главным образом разворачивается общение малыша со сверстниками. Детям приходится учитывать желания и действия друга, отстаивать своё видение происходящего, строить и реализовывать совместные планы. В игре приобретаются навыки видов деятельности, которые потом получают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Постройка из кубиков вплетается в ход игры. В этих же рамках начинает складываться и учебная деятельность. Начиная учиться, при помощи воспитателей и родителей, дошкольник воспринимает этот процесс как новую игру, с определенными ролями и правилами. Выполняя их, он овладевает элементарными учебными действиями.

Как живется, так и играется

Если внимательно понаблюдать за ролевой игрой, в которой участвует малыш, можно узнать о его чувствах, настроении и темпераменте. Наблюдая за игрой, важно различать ее сюжет и содержание. Сюжет — это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин). Сюжеты игр напрямую зависят от конкретных условий жизни и изменяются вместе с ними, а так же вместе с расширением кругозора ребенка и степени его знакомства с окружающим миром. Содержание игры — это воспроизводимые ребенком отношения между ролями- участниками, то, что маленький наблюдатель и «повторятель» считает главным в отношениях окружающих его взрослых. В содержании выражена степень проникновения ребенка в эти отношения. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека (только то, с чем и как он действует) или его отношение к другим людям, а возможно, и смысл человеческой деятельности. В зависимости от этого, одна и та же игра по своему сюжету (например, «в семью») может иметь совершенно разное содержание. Одна «мама» будет ругать и наказывать своих «детей», другая — краситься перед зеркалом и торопиться в гости, третья — постоянно стирать и готовить, четвертая — читать детям книжки, заниматься с ними. Все эти варианты отражают то, что «вливается» в ребенка из окружающей жизни. Здесь хочется отметь в сюжетно-ролевой игре формируется и отношение к материнству, когда девочка принимает на себя роль матери. В игре она проецирует то, что видит и чувствует по отношению к себе. Она будет относиться к игрушке-ребенку, точно так же, как ее мать относится к ней. Здесь стоит обратить особое внимание на выбор кукол для девочек в возрасте от 3 до 5 лет. Лучшим вариантом будет прототип младенца, ребеночка. Покупать Барби, Синди и прочих кукол-женщин в этом возрасте девочкам не стоит. Играя с ними, вместо того, чтобы нянчить и ухаживать за «малышом», девочка учится обслуживать. Поэтому знакомство с ними лучше отложить до 6 лет.

Возраст ребенка и содержание игры

Содержание игры при одном и том же сюжете может отличаться не только в зависимости от впечатления детей об окружающем мире, но и с возрастом ребенка, вместе с его возможностями и потребностями. Линию развития ролевой игры можно представить как переход от операций и единичного действия к его смыслу, который всегда заключается в другом человеке. Таким образом, именно отношение одного человека к другому является смыслом и главным содержанием игровой деятельности ребенка. Главным содержанием игры младших дошкольников является выполнение действий с игрушками. При этом результат игры часто никак не используется.4 Приготовленный обед никто не ест, вымытая посуда на стол не ставится. Действия при этом очень подробны, не сокращены. В середине дошкольного детства та же по сюжету игра проходит иначе. Основным содержанием игры становятся отношения между ролями, которые ярко очерчены и выделены. Дети называют их до начала игры. Выделяются игровые действия, передающие отношения к другим участникам игры,— если каша накладывается в тарелочки, если нарезается хлеб, то все это дается “детям” на обед. Действия ребенка становятся короче, они не повторяются и сменяют одно другим. Действия выполняются уже не ради них самих, а ради осуществления определенного отношения к другому играющему. Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающее из взятой на себя роли. Дети 6—7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к этому и внимательно следят, насколько их действия и действия их партнеров соответствуют общепринятым правилам поведения — бывает так или не бывает: «Мамы так не делают», «Суп после второго не едят». Изменение содержания игр с одним и тем же сюжетом у дошкольников разных возрастов выявляется не только в характере действий, но и по тому, как начинается игра и что является причиной конфликтов детей. У младших дошкольников роль подсказывается самим предметом: если у ребенка в руках кастрюля — он мама, если ложка — он ребенок. Основные конфликты возникают из-за обладания предметом, с которым должно производиться игровое действие. Поэтому часто на машине едут два «шофера», а обед готовят несколько «матерей». У детей среднего дошкольного возраста роль формируется уже до начала игры. Главные ссоры происходят из-за того, кто кем будет. Наконец, у старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, как нужно играть, а главные споры ведутся вокруг того, «бывает так или не бывает».

Рекомендации для родителей

Переход к роли в игре требует руководства со стороны воспитателя или родителей. Представление о спонтанности развития ролевой игры возникает вследствие того, что взрослые либо не замечают своего стихийного руководства, либо его берут на себя старшие дети. Малыш сам не изобретает игровой роли. Он может усвоить этот способ игры только от тех, кто уже владеет им, кто может и хочет передать его ребенку. Также хотелось бы отметить, что склонность к ролевой игре присуща не всем и зависит от особенностей темперамента. Дети застенчивые, излишне зажатые иногда предпочитают интеллектуальную деятельность, спортивные или компьютерные игры. Но это неадекватная замена. Как взрослый может помочь ребенку овладеть ролевыми играми?  Во-первых, начать игру с ребенком самим. Вспомнить и рассказать, как играли сами, а как — бабушка и дедушка, какими бывают эти игры. И предложить для начала несколько несложных сюжетов.  Во-вторых, придумать или пригласить посредника — куклу, соседского ребенка, брата или сестру малыша, которые охотно принимают участие в игре. Важно только следить за тем, чтобы этот посредник не оказался излишне активным и не «забил» робкого малыша.  В-третьих, поощрять в ребенке все возможные проявления инициативы и фантазии — пусть он придумывает новые слова, образы, ассоциации, новые игры и новые роли. Очень полезны театрализованные представления, сочетающие элементы кукольного театра или маскарада — для застенчивых детей особую важность имеет тот факт, что никто не видит их лица, не узнает их. Можно вначале предоставить ребенку одну из второстепенных ролей или участие в массовке, чтобы он не выделялся среди других людей. Полезны и карнавальные представления. Однако нужно иметь в виду, что ни одно из этих мероприятий нельзя устраивать вопреки желанию малыша и следить, чтобы ему было комфортно. Если он окажется подавленным более активными участниками, возможный праздник легко может обернуться психотравмой. Развитию личности, расширению и совершенствованию взаимодействия с окружающим миром способствует и сказкотерапия. В проблемной, спорной, трудной ситуации ребенку предлагают поступить так, как на его месте поступил бы герой любимой сказки. С помощью сказок всегда можно дать намек на то, как надо поступить, избежав прямого наставления, которое часто вызывает у детей отвержение. Детишкам 3—5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и их взаимодействии с людьми. В этом возрасте малыши часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, о том, как человек познает мир. Примерно с 5—6 лет дети предпочитают волшебные сказки. Игровые навыки у ребенка можно сформировать и во время прогулок, семейных праздников, повседневных домашних дел. Мама волне способна косвенно «руководить» игрой ребенка, выполняя собственные дела. Например, когда гладит белье или моет посуду. В это время можно предложить трехлетней девочке постирать кукле платье или носовые платочки. А пока мама печет пирожки, дочь наверняка откликнется на предложение «печь» их из пластилина для своих кукол. Ну а после хорошо выполненной работы пора устраивать торжественный обед или чаепитие в широком семейном кругу.

Подготовил:

заместитель заведующего

по основной деятельности

Петрович Л.С.

По материалам журнала «Пралеска» №1, 2005

Игрушка в жизни ребенка

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно- эстетическим требованиям. В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки:  сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда),  технические (транспортные, конструкторы и т.д.),  игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых),  игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы подбор игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла. Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в2 практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы». Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка. Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции. Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками- самоделками, в том числе из природного, бросового материала. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.

Подготовил:

заместитель заведующего

по основной деятельности

Петрович Л.С.

По материалам электронных СМИ

Игрушка - надежный помощник в воспитании малыша

Родительской любви присуще стремление сделать ребёнка счастливым, наполнить его жизнь разнообразными впечатлениями, удовлетворить возникающие потребности. Желая порадовать ребёнка, взрослые дарят ему игрушки. Очень важно, чтобы этот подарок стал для малыша открытием окружающего мира, дал возможность общения с близкими людьми. Серьёзное отношение родителей к игрушке, как к живому другу своих детей, - залог успеха в воспитании умения дружить, формировании таких качеств, как доброта и сочувствие. Необходимо стремиться, чтобы ребёнок дорожил игрушками, никогда не согласился бы их обменять на другие, новые и красивые. Общеизвестно, что в воспитании нет мелочей. Небрежного отношения к игрушкам нельзя допускать даже случайно. Иначе ребёнок перестанет верить в искренность слов родителей, а значит, не сделает данное требование привычкой в своём поведении. Обращая внимание на то, что игрушки - живые друзья, надо и обращаться с ними, как с живыми. Нельзя игрушечного зайца поднимать с пола за уши - "ведь ему больно". Каждая мелочь в поведении таких авторитетных для ребёнка людей, как мать и отец, не останется незамеченной им. Игрушка может стать самым настоящим помощником в регулировании поведения ребёнка, если вам удалось сформировать отношение к ней как к другу. Конечно, если родители осуждают поведение малыша, это весомо и значимо, но если осуждает игрушка, значимо вдвойне, ибо с ней у ребёнка устанавливаются положительные эмоциональные отношения. Например, ребёнка с раннего возраста приучают к тому, чтобы он ел аккуратно, не крошил за столом. Наши замечания не имеют успеха. Можно "позвать на помощь" игрушку: "Маша, это с тобой Степашка завтракал? Какой он неаккуратный! Посмотри, как накрошил. Ты его, пожалуйста, научи есть аккуратно. Ведь такая грязь на столе - это некрасиво? Как ты думаешь?". Скорее всего, ваше замечание не обидит ребёнка. Более того, у него появится цель - есть красиво и чисто не ради выполнения вашей просьбы, а чтобы не подвести любимую игрушку.2 Чтобы вести воспитательную работу с помощью игрушек, необходимо выделить в доме место для игрового уголка. Он поможет сформировать у малыша такие качества, как аккуратность, самостоятельность, ответственность. Первой и важной обязанностью малыша по дому должно быть поддержание порядка в игрушечном хозяйстве. Проявление любви к своим игрушкам, заботы о них - это первые ростки ценных качеств характера.

Подготовил:

заместитель заведующего

по основной деятельности

Петрович Л.С.

По материалам журнала «Пралеска» №1, 2005

Зачем и как играть с детьми

Примерно с 3 до 7 лет ведущая деятельность ребенка - игровая. Это значит, что наилучший способ познать мир в этот период - через игру. Этим ребенок и занимается практически все время, свободное ото сна. Период важный и очень продуктивный; это возможность развиваться, знакомиться с «взрослым» миром на детском языке, постигать правила жизни, учиться взаимодействию и взаимопомощи.  Как легче объяснить ребенку «что такое хорошо и что такое плохо»?  Как научить его - не прибегая к нудным увещеваниям - выражать свои симпатии и антипатии?  Как помочь ему находить общий язык с другими людьми? Конечно, в игре! Разумеется, можно оставить ребенка один на один с игрой: мол, сам разберется, сам все поймет. Есть же, в конце концов, друзья, ровесники, воспитатели в детском саду... Только не стоит удивляться потом, откуда у ребенка такие странные, не близкие вам представления о жизни, критерии добра и зла, почему ему не хочется расти и взрослеть. «Взрослым быть скучно. Они не играют, не едят мороженое, не смотрят мультики, а только спят и работают», - мнение 5-летнего малыша вовсе не редкость среди его сверстников. Ролевые игры - известные всем «Дочки-матери», «Семья» - с вашим участием заиграют новыми красками. Как правило, ребенок неохотно берет на себя «детскую» роль: в игре он всегда старший, сильный, умный и главный - папа или мама. И вы сможете взглянуть на себя со стороны, ведь ребенок копирует ваше поведение, ваши интонации и жесты. Игра поможет вовремя уловить зарождающееся непонимание между вами и сыном или дочерью, понять, что тревожит или огорчает ребенка и вовремя изменить ситуацию к лучшему. При совместной игре родители могут подсказать и показать более сложную модель поведения, чем пришла бы в голову самому трехлетнему или пятилетнему ребенку, поднять непростую проблему и помочь найти выход. Ролевая игра с родителями помогает ребенку развить и обогатить речь. Представьте: одно дело придумать игру и самому в нее играть, как получится, не пытаясь объяснить что-то взрослым; совсем другое дело, когда нужно маме - взрослой, «ведомой» в этой игре - объяснить основную идею, распределить роли, согласовать с ней главные сюжетные ходы. Кстати, при обсуждении сюжета родители тоже имеют право голоса - и это поможет, не заостряя внимания, как бы, между прочим, донести до ребенка те идеи, которые вам хотелось бы с ним обсудить. Нередко можно услышать от родителей: «Я не умею играть! Мне неинтересно! Я домой прихожу - мне бы лечь, а не мечом махать или с куклами возиться». Игра2 должна доставлять удовольствие всем участникам, иначе она не принесет ни пользы, ни радости. Отложите кукол в сторону до выходных и подключите фантазию - вашу и вашего ребенка. Вы валитесь с ног? Падайте! На диван, а лучше - на пол, на ковер. И играйте! Вы - Эверест, ребенок - Отважный Покоритель Горных Вершин, вы - Большая Белая Медведица, он - Медвежонок Умка... Фантазируя, вы будоражите и поощряете воображение ребенка, побуждаете его думать и фантазировать. А еще для дальнейшей жизни очень полезно уметь подняться над обыденностью, посмотреть на мир с точки зрения другого - с позиции мамы или дедушки, великана или комара, Новой Картонной Коробки или Старого Башмака. С ребенком постарше уже можно заняться играми по правилам. Незаслуженно забытые «ходилки» - бросаешь кубик и передвигаешь фишку по кружкам, от старта до финиша - научат соблюдать очередность; случайность выигрыша и проигрыша поможет спокойнее принять поражение и надеяться на победу в следующий раз. Любимая игра нашего детства «Морской бой» тренирует внимание и память: очень сложно держать в уме большое игровое поле, запоминать сделанные ходы и планировать свои действия, поэтому начинать следует с двух-трех «корабликов», постепенно увеличивая «флотилию». Развитию памяти, внимания и быстроты реакции послужит и лото - старая семейная забава. Лото хорошо тем, что в него можно играть не только вдвоем с ребенком, но и взять в компанию бабушек, дедушек, младших и старших братьев и сестер. Кстати, в последнее время возрождается и другая семейная игра - бирюльки, которая, помимо внимания и умения сосредоточиться, отлично тренирует мелкую моторику кисти. Конечно, ребенок может играть со сверстниками. И наверняка будет играть с ними. Но научить понимать и принимать правила игры, показать, как достойно проигрывать и выигрывать без злорадства, могут только родители. Их задача - сделать это тактично и терпеливо, учитывая психологические особенности своего чада, иначе неизбежны слезы и огорчение, а зачастую на всю жизнь остается неприятие игры «на победителя» - из-за страха проиграть, оказаться неуспешным. Избежать же ситуации соревнования и в школьные годы, и в дальнейшей жизни невозможно, поэтому родителям легче помочь ребенку развить эти умения в раннем возрасте, чем корректировать у более взрослого человека. Игра, как ничто другое, развивает воображение. И опять же, именно ро- дители побуждают ребенка пользоваться воображением для продвижения вперед, для познания нового и неизведанного в мире и не дают задерживаться на уже знакомых образах и сюжетах. А роль творческого воображения в жизни человека трудно переоценить. Многие родители считают игру чем-то бесполезным, пустой тратой времени и сил. Поэтому не поощряют, а, скорее, подавляют игровую деятель- ность или, в крайнем случае, стараются направить в «полезное» русло - в ход идут кубики Зайцева, карточки Домана, блоки Дьенеша, рамки-вкладыши Монтессори, уникуб Никитиных... Это тоже достойные и полезные занятия, в которых участие родителей необходимо: без взрослых ребенок не идет вперед, а останавливается, многократно повторяя уже пройденный путь, или теряет к занятиям интерес. Но манипуляции с предметами не должны заменять ролевые и другие игры, ведь они направлены на развитие только познавательной сферы, а другие стороны личности остаются в зачаточном состоянии, обедняются. А «не доигравший» ребенок гораздо3 труднее приспосабливается к окружающему миру - ведь то, что его ровесники «прошли» в игре с родителями в сензитивный (благоприятный для развития) период, ему приходится осваивать самому, причем сразу же в «боевых» условиях, зачастую не имея права на ошибку. Позвольте себе побыть ребенком, воспользуйтесь возможностью иногда возвращаться в детство - и давайте играть!

Подготовил:

заместитель заведующего

по основной деятельности

Петрович Л.С.

По материалам электронных СМИ