Разделы сайта

Главная

Консультации

ЙОДОДЕФИЦИТ В ОРГАНИЗМЕ РЕБЕНКА: КРОШЕЧНАЯ ПРОБЛЕМА С КАТАСТРОФИЧЕСКИМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ                    подробнее....

ОТЧЕГО ТОЛСТЕЮТ ДЕТИ И КАК С ЭТИМ БОРОТЬСЯ              подробнее ....

САМЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ                   подробнее ....

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ                    подробнее  ....

Питание детей дошкольного возраста

Борисевич Елена Николаевна, заведующий отделением гигиены детей и подростков,

Мудрак Юлия Николаевна, врач-гигиенист отделения гигиены детей и подростков Центра гигиены и эпидемиологии Фрунзенского района г.Минска   

Говорят, никто так хорошо не знает, интуитивно не чувствует своего ребенка, как родители. Родительская любовь и интуиция, традиции семейного воспитания дают ощущение того, что воспитание ребенка осуществляется в нужном направлении.

Прежде всего, запомним:

•  Питание малыша должно быть полноценным, содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду.

•  Получаемое ребенком питание должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития организма.

•  Чем разнообразнее набор продуктов, входящих в меню, тем полноценнее удовлетворяется потребность в пище.

•  Пища должна быть не только вкусной, но и безопасной.

Правильное питание – важнейший залог формирования здорового организма. Но если оценить питание в большинстве наших семей, можно констатировать, что оно нуждается в улучшении. В первую очередь, за счет увеличения потребления овощей и фруктов и снижения доли рафинированных продуктов.

Результаты блиц-опроса родителей показали:

•  жалобы на состояние здоровья со стороны пищеварения наблюдаются у 30,2% детей;

•  только 79,9% семей используют в питании йодированную соль;

•  молоко и кисломолочные продукты употребляют ежедневно только 27,4% детей;

•  рыбу и рыбные продукты – 3,2%;

•  мясо и мясные продукты – 32,9%;

•  ежедневное же потребление кондитерских и хлебобулочных изделий составляет 80%.

Часто дети предпочитают вместо каши есть пиццу, чипсы; вместо горячих блюд из мяса и рыбы – сосиски, колбасы. Дети не желают есть то, что полезно и необходимо для их здоровья и не находят поддержки в организации правильного питания со стороны родителей. В то же время меню детей должно содержать мясо, яйца, рыбу, морепродукты, бобовые и молочные продукты, в состав которых входят важнейшие микроэлементы. Больше блюд следует готовить из свежей зелени, овощей, фруктов, ягод.

 

Питание детей дошкольного возраста

В качестве сладостей рекомендуется пастила, зефир, мармелад, мед, джем, варенье. Из напитков предпочтительнее употреблять компоты, сваренные из свежих фруктов, сухофруктов, соки, питьевую воду, обогащенную микроэлементами (селеном, йодом), фруктовые напитки, отвар шиповника. Исключаются любые газированные напитки. Но при этом надо помнить: одни продукты должны присутствовать ежедневно в рационе детей, такие как молоко, сливочное и растительное масло, сахар, хлеб, крупы, мясо, овощи, фрукты и богатая микроэлементами свежая зелень (шпинат, укроп, петрушка), а также зеленый и репчатый лук, другие продукты (рыба, яйца, сыр, творог, сметана) можно давать детям не каждый день.

Для детского организма особенно важно поступление таких минеральных веществ, как кальций, фосфор, магний, способствующие нормальному развитию костной ткани и зубов и играющие огромную роль в процессах кроветворения. Наибольшее количество микроэлементов и минеральных веществ содержится в следующих продуктах:

•  кальций и фосфор (молоко и кисломолочные продукты, рыба, яйца, бобовые);

•  магний (злаковые – хлеб, крупы, бобовые);

•  железо (печень свиная и говяжья, овсяная крупа, персики, яичный желток, рыба, яблоки, зелень, изюм).

В день ребенок 4-6 лет должен получать: белков и жиров по 70 г, углеводов около 280 г, кальция 900 мг, фосфора 1350 мг, магния 200 мг, железа 12 мг, цинка 10 мг, йода 0,08 мг, витамина «С» 50 мг. Интервалы между приемами пищи должны быть не более 3,5-4 часов.

На завтрак ребенку необходимо давать каши, яичные или творожные блюда, мясо, рыбу, чай или кофейный напиток с молоком, хлеб с маслом, сыром. Обед должен содержать овощной салат, мясной, куриный или рыбный бульон с овощами, крупами, второе блюдо из мяса, птицы или рыбы с гарниром и десерт в виде киселя, компота, напитка, свежих фруктов или ягод, фруктового пюре. В полдник ребенок должен выпивать стакан молока, кефира, простокваши или сока, съедать печенье, фрукты. На ужин лучше давать овощные или крупяные блюда в зависимости от завтрака; мясные и рыбные блюда, особенно в жареном виде, давать не следует. Необходимо также соблюдать нормы объема порций готовых блюд: для детей 1,5-3 лет 1200-1400 г.; для детей 3-4 лет 1700-1800 г.; для детей 5-6 лет 1900-2100 г.

Подводя итог, напомним основные принципы правильного питания детей. Оно должно быть разнообразным, не избыточным, с достаточным количеством овощей и фруктов, возмещать энергетические траты организма. Все используемые пищевые продукты растительного и животного происхождения должны быть свежими и доброкачественными, приготовленными по технологии, сохраняющей их пищевую и биологическую ценность. Сладости, чипсы, копчености, консервы и др. не стоит включать в рацион детей дошкольного и младшего школьного возраста, а блюда с острыми специями – вплоть до подросткового возраста. 

Родители хотят видеть свое дитя, прежде всего здоровым. Питание детей - это главный компонент любой "здоровьесберегающей" педагогики. Поэтому важно серьезно задуматься о правильно организованном питании и помнить о том, что с раннего детства у ребенка необходимо воспитывать культуру питания: приучать есть сидя, медленно, мыть руки перед едой. А родителям необходимо принимать меры для организации безопасного питания детей:

•  следить за чистотой рук детей, учить их правилам мытья рук;

•  воду из открытого водоема, колодца пить только после предварительного кипячения, отдавать предпочтение артезианской питьевой воде расфасованной в бутылки;

•  фрукты, овощи, ягоды тщательно мыть под проточной водой, затем обдавать кипятком;

•  иметь разделочный инвентарь (ножи, разделочные доски) отдельно для сырых и вареных продуктов, для салата, хлеба;

•  посуду, где хранились сырые продукты, тщательно мыть с моющими средствами и ошпаривать;

•  не допускать соприкосновения между продуктами, не прошедшими и прошедшими кулинарную обработку;

•  упаковать каждый продукт в отдельную чистую упаковку, беречь продукты от загрязнения;

•  содержать в чистоте помещение кухни;

•  соблюдать условия хранения и сроки реализации продуктов.


Здоровья Вам и Вашим детям!

Инженер – технолог Коваленок  О.А

Питательная ценность каш для детей.

     Любая каша богата углеводами, растительными белками и клетчаткой, кроме того они содержат большое количество витаминов (особенно группы В) и ряда минеральных веществ. Это делает каши – важным продуктом в питании взрослых и особенно детей. Подсчитано, что злаки (главным образом - каши) обеспечивают около 30% необходимой энергии для детей до 3-х лет, около 40% - для детей дошкольного возраста и до 50% - в рационе школьников. А согласно рекомендациям Всемирной Организации Здоровья (ВОЗ) необходимо, чтобы суточный рацион человека не менее чем на половину состоял из каш, хлебобулочных изделий, хлопьев (мюслей) и других зерновых продуктов.

Но несмотря на то, что крупы по своему составу имеют схожий набор основных полезных веществ, тем не менее, они очень сильно отличаются по качественному и количественному соотношению между разными питательными веществами. И, исходя из этих различий, различные виды круп можно разделить согласно их составу, получив таким образом рейтинг их «полезности» для питания детей.

Каши для детей: рейтинг «полезности»

Гречневая каша

Возглавляет наш рейтинг гречневая каша. К ее преимуществам можно отнести высокое содержание растительных белков (с хорошо сбалансированным аминокислотным составом), клетчатки, витаминов В1, В2, Е, фосфора, магния и калия, а также железа. Кроме того гречневая каша не содержит глютена.

Овсяная каша

Овсяная каша тоже весьма ценный и полезный продукт. Овсянка богата ценными растительными белками и жирами, что делает ее хорошим источником энергии. Кроме того в состав овсяной крупы входит максимальное среди других круп количество клетчатки, а также витамины В1, В2, РР, Е, калий, кальций, фосфор, железо и магний. Помогает выводить из организма соли тяжелых металлов.

Это важно: в состав овсянки входит глютен.

Рисовая каша

На третьем месте в нашем рейтинге находится рисовая каша. К ее преимуществам относится гипоаллергенность, что делает ее весьма ценным продуктом для аллергиков, и отсутствие глютена. Кроме того, несмотря на малые количества простых сахаров и жирных кислот, рисовая каша имеет высокую энергетическую ценность. Полезна при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (кроме запоров).

К недостаткам рисовой каши можно отнести скудное содержание витаминов и минеральных веществ. А из-за своих «крепящих» свойств ее не рекомендуют для регулярного употребления детьми и людям с задержкой стула.

 

Кукурузная каша

Кукурузная каша содержит большое количество углеводов и клетчатки, благодаря чему затормаживает в кишечнике процессы брожения и гниения. Также кукуруза не содержит глютен.

С другой стороны кукурузная каша бедна белками (к тому же они имеют не оптимальный аминокислотный состав), витаминами и минеральными веществами (за исключением железа). И по ряду причин для питания детей эта каша рекомендуется только с 9–10-месячного возраста.

Манная каша

Манная каша содержит большое количество крахмалов, поэтому обладает высокой энергетической ценностью. Кроме того манка известна своим приятным вкусом и к тому же используется при заболеваниях ЖКТ, требующих щадящих диет.

К недостаткам манной каши можно отнести низкое количество клетчатки, витаминов и других полезных веществ, а также низкую биологическую ценность, входящих в ее состав белков.

Пшенная каша

Пшенная каша богата углеводами и клетчаткой, а в ее состав входят большие количества полезных полиненасыщенных жиров, витамин А и микроэлемент кобальт. Также пшено не содержит глютен и полезно при лечении антибиотиками, так как выводит продукты их распада из организма.

Пшенная каша бедна витаминами и минеральными веществами (за исключением вышеперечисленных), а входящие в ее состав, белки обладают низкой биологической ценностью. Кроме того она переваривается хуже большинства других каш, и поэтому ее не рекомендуют детям младше полутора-двух лет.

Ржаная каша

Ржаная каша содержит большое количество сахаров, растительных белов и глютен. Богата пектином и такими минеральными веществами как кальций, фосфор и железо. С успехом применяется при лечении избыточной массой тела и запоров.

К недостаткам ржаной каши следует отнести высокую газообразующую способность, что не позволяет ее использовать для питания детей младшего возраста.

Перловая каша (из ячменя)

Перловая каша содержит много крахмала, калия и железа. В ее состав также входит глютен.

Но из-за плохой усвояемости перловую кашу практически не используют в питании детей младше двухлетнего возраста.

Инженер-технолог  Ковалёнок  О.А.

 

Польза кефира для организма человека.

 

О полезных свойствах кефира написана не одна книга. А еще кефир входит в список «Самые полезные продукты в мире», который в свое время распространяла ФДА США.

Кефир — один из основных продуктов питания детской кухни, он очень полезен и для взрослого человека, его частое или даже постоянное употребление можно смело рекомендовать всем.

Чем полезен кефир для организма

Прежде всего, полезные свойства кефира обусловлены содержанием лактокультур-пребиотиков. Полезные бактерии проживают в нашем кишечнике и помогают усваивать богатые клетчаткой продукты. Именно от состояния микрофлоры кишечника часто зависит качество пищеварения. Некоторые физиологи всерьез полагают, что чем «крепче» флора, тем лучше у человека иммунитет. Так что профилактикой гриппа можно заниматься не только с модным сладким йогуртом, но и со стаканом обычного кефира. Благо, из него лактокультуры усваиваются более качественно. Медики рекомендуют кефир при заболеваниях печени, поджелудочной железы, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, ожирении. Кефир – универсальный продукт для регуляции скорости пищеварения. Свежий кефир слабит, а вот «старый» – старше 3 дней – наоборот, крепит. А еще кефир обладает легкими мочегонными свойствами, поэтому рекомендуется всем, у кого есть проблемы с отеками и даже повышенное давление. Этот кисломолочный напиток хорошо сочетается со всеми зерновыми и изделиями из муки. А еще он позволяет нашему организму добрать полноценного белка. Если вы хотите получить больше протеина, ищите кефир минимальной жирности, и употребляйте около полулитра в день.

        Кефир на ночь полезен также, как и в любое другое время. Кроме того выпитый на ночь кефир улучшает флору кишечника и укрепляет сон. Молочные белки, которые в нем содержатся, богаты аминокислотой триптофаном – ключевым продуктом для качественного и спокойного сна. И все-таки пить кефир надо с умом, чтобы не было вреда. Дело в том, что кефир относится к кисломолочным продуктам, а те, в свою очередь, к молочным. Достоверно установлено: все молокосодержащие продукты обладают общеуспокаивающим действием на человека, снимают напряжение и расслабляют, релаксируют как нервную, так и мышечную систему.

     Для многих некачественная пища постоянное явление, а для большинства же городских жителей — просто неизбежное. Вот тогда-то и необходим кефир, продукт, способный регулировать микрофлору нашего кишечника, по своему бактериологическому составу к ней очень близкий и помогающий при многих болезнях, возникающих как у детей, так и у взрослых. Он очень легко усваивается: если выпитое нами молоко в течение часа переваривается лишь на 30%, то кефир за то же время — на 90%. Благодаря этому кефир вообще улучшает процессы пищеварения, способствует скорейшему усвоению и других продуктов. Кроме того, кефир обладает антимикробным действием, что чрезвычайно важно при желудочных расстройствах инфекционного характера. Тут есть одна особенность: кефир— продукт довольно кислый, и мы уже упоминали, что его употребление не рекомендовано в случае кишечных заболеваний, связанных с повышенной кислотностью. Если же она меньше нормы, как это бывает, например, при некоторых формах хронических гастритов, то кефир становится необходимым, чуть ли не самым важным компонентом диеты. Кефир показан при многих заболеваниях, свойственных разным возрастам: и при детском дисбактериозе и рахите, при анемии, воспалении легких, при аллергии на пищевые продукты, встречающейся не только в младенчестве, при снижении или отсутствии аппетита в результате перенесенных заболеваний или после длительного употребления антибиотиков. Сильнейший антисептик, содержащийся в кефире, — молочная кислота — возникает в процессе молочнокислого брожения продукта в период его приготовления. Кислая среда, образуемая кефиром в желудке, способствует хорошему усвоению кальция, железа и витамина D, улучшает пищеварение и усвоение всех питательных веществ. Происходит это из-за повышения активности пищеварительных ферментов и усиления секреции желудочного сока. Молочная кислота нормализует перистальтику кишечника, принимает активное участие в расщеплении трудноусваиваемого молочного белка — казеина и обладает бактериостатическим действием. Присутствующие в кефире полезные микроорганизмы мешают размножению патогенных и гнилостных микробов. Он обладает способностью выводить из организма токсины и другие вредные вещества, что является необходимым условием успешного лечения любых, а не только желудочно-кишечных заболеваний. Благодаря всем своим полезным качествам — содержанию необходимых нам кальция, белков, витаминов и многих питательных веществ — кефир восстанавливает естественный, природой данный баланс нашего организма, что необходимо для любого здорового существа. Как бы ни болели наши дети, все-таки они — самые здоровые среди людей, хотя бы потому, что начали жить совсем недавно и не успели еще всерьез пообщаться с разнообразными вредными воздействиями окружающей среды. Любопытен и показателен в этой связи тот факт, что медицина рекомендует детям дошкольного и даже школьного возраста пить не менее 500 мл молока или кисломолочных продуктов ежедневно.

     Кроме того, просроченным некачественным кефиром можно по-настоящему отравиться. Не оставляйте пакеты в тепле более, чем на 1-2 часа, не «подогревайте» кефир на батарее и следите за сроком годности и все будет нормально.

Кефир противопоказан детям до года, в силу того, что у них не сформировалась микрофлора для его усвоения. Не следует пить его тем, кто не переносит лактозу. 

 Диетологи настойчиво рекомендуют употреблять кисломолочные продукты. 

С уважением  Коваленок О.А.

СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ

Столовыми приборами надо приучать пользоваться детей в европейской манере: нож в правой руке, вилка – в левой.  На тарелку их кладут только тогда, когда в них нет более необходимости. Чайная ложка подаётся к компоту, чаю, если есть что в нём размешивать.

Столовой ложкой едим суп, десертной - кашу, пудинг, суфле. Начиная с трех лет, надо приучать есть остальные блюда только ножом и вилкой.

Бумажной салфеткой дети должны пользоваться по мере необходимости. Её следует приложить к губам, затем, сжав в комочек, положить на использованную тарелку или, если пища не доедена, рядом с тарелкой.

Полотняную салфетку дети стелют на колени, в конце еды прикладывают к губам, затем, сложив, кладут слева от вилки.

Чашку с ручкой берут указательным пальцем, который просовывается в ручку, сверху накладывают большой палец, а под ручку помещают средний - для обеспечения устойчивости. Безымянный палец и мизинец прижимают к ладони.

К семи годам дети должны знать, какую пищу как едят:

  •  наклонять тарелку не рекомендуется вообще, начиная с пяти лет.  Ложку оставлять в тарелке; суп черпается  от себя, а есть его следует с тупой (боковой) стороны ложки. Бульон, если подан в бульонных чашах с боковыми ручками, может быть выпит  из чашки после того, как ложкой покончено с крупными кусками еды в нем.
  • салаты, овощи есть с помощью ножа и вилки, поддевая порцию, держать вилку зубцами вверх, а ножом подгребать и слегка прижимать. Цельные и нарезанные кусками овощи накалыватьвилкой зубцами вниз, отрезать небольшой кусочек ножом и отправлять его в рот;
  • кашу, нежное суфле разрешается есть десертной ложкой, омлет - вилкой без ножа;
  • второе блюдо с гарниром и без нужно есть с помощью ножа и вилки, в том числе  и курицу, и рыбу;
  • фрукты едят по-разному. Яблоко разрезают на четыре части, очищают, от кожуры и сердцевины, затем дольки берут рукой или вилкой для фруктов. Иногда допустимо есть яблоки целиком. Ягоды едят ложкой, крупную клубнику едят вилкой (желательно десертной). Виноград едят по виноградине. Кожицу и зернышки отплевывают в руку и кладут на край тарелки. Мандарины очищают руками и едят дольками. Апельсины очищают от кожуры ножом спирально, затем делят на дольки и едят;
  • чай дети пьют как обычно (чайная чашка на блюдце, но если она размером

более 250 мл, может быть без блюдца, чайная ложка на блюдце);

  •  ягоды из компота едят ложкой, косточки отделяют во рту, сплевывают в руку и кладут на блюдце (или сплевывают на ложку и с нее перекладывают на тарелку). Ложку в стакане не оставляют, а кладут на блюдце выпуклой частью вниз;
  • масло, джем на булку намазывают сами дети;
  • Суп с хлебом правильно есть, отламывая его по небольшому кусочку (хлеб лежит слева на тарелке или салфетке).

Стол сервируют следующим образом: на середину ставят вазочку с цветами, хлебницу с хлебом, накрывают хлеб салфеткой, тарелку с порционным маслом, салфетницу, блюдца. Затем раскладывают вилки, ножи и ложки. Вилка - с левой стороны, нож - с правой, столовая ложка - с правой стороны, правее ножа. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными.  Основное блюдо подают ребенку только тогда, когда он сядет за стол. Подают и убирают посуду  слева от сидящего ребенка, напитки – справа.

Если в еде сделали паузу, то приборы (вилка и нож) на тарелке складываются остриями друг к другу, а ручками или на стол или на краях тарелки (можно слегка перекрестно «рабочими» концами), а когда с блюдами покончено, приборы кладут параллельно (ручками на «пять часов»).                                                     

                                                  Подготовила заместитель заведующего по основной деятельности