Разделы сайта

Главная

Учитель дефектолог

Кабинет учителя - дефектолога

 


             


   Каленчук Татьяна Николаевна

  Высшее образование 
       без квалификационной категории    
              стаж работы до 5 лет           

 

 Мартинкевич Жанна Павловна

                                      Высшее образование 
                                 I квалификационная категория
                                        Стаж работы 6 лет

                         

         

     График работы     учителя-дефектолога

Каленчук Татьяна Николаевна

Понедельник: 08.30-12.30

Вторник: 08.30-12.30

Среда: 08.30-12.30

Четверг: 08.30-12.30

Пятница: 08.30-12.30

                                                              

Мартинкевич   Жанны Павловны

Понедельник: 08.00-12.00

Вторник: 08.00-12.00

Среда: 08.00-12.00

Четверг: 08.00-12.00

Пятница: 08.00-12.00

  Консультации для родителей (по запросу): Среда  08.00 - 08.30

Группа коррекционной направленности  обеспечивает специализированную диагностическую и коррекционную работу с детьми дошкольного возраста (5-7 лет), имеющими речевые патологии, а также консультационную помощь родителям по развитию и коррекции речи у детей

Логопедический кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, техническими средствами обучения, наглядным и дидактическим материалом

Логопедическое обследование в первую очередь проводится у детей 5-7 летнего возраста, остальные дети обследуются в течение года, по мере необходимости

В логопедическую группу зачисляются воспитанники с нормальным слухом и интеллектом, имеющие различные нарушения устной речи

Зачисление воспитанников с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи производится на основании заключения действующей городской психолого-медико-педагогической комиссии.

Занятия с детьми производятся в подгруппах и индивидуально.

Отчисление  с занятий из логопедической группы  возможно в случае:

  1. Окончания коррекционного процесса;

 

Если у Вашего малыша есть нарушения речи, наш учитель-дефектолог:

  • - поможет Вам оценить сложившуюся ситуацию;
  • - отметит, какие есть отклонения в говорении, понимании, общении;
  • - установит, какие стороны речи и психической деятельности необходимо развивать и корректировать.

Основные направления деятельности

Развитие речи и других психических функций

     Коррекционная работа с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.

  

Начало работы

 

     Работа начинается с логопедического обследования: сбор анамнестических данных, обследование состояния органов артикуляционного аппарата ( жевательных, мимических мышц, мышц языка, губ, щек, мягкого неба), состояния звукопроизношения (как изолированных звуков, так и звуков в слоге и слове), слуховая дифференциация звуков, грамматического строя речи, состояния связной речи.

     Для Вашего малыша будет составлена индивидуальная коррекционная программа, подобраны необходимые задания и упражнения.

 Основные направления работы: диагностика, профилактика и коррекция нарушений ФФН.

Основными задачами учителя-дефектолога являются:

  • Коррекция нарушений в развитии речи детей;
  • Подготовка детей к школе;
  • Консультации для родителей;

Коррекционная работа ведётся:

С детьми проводятся фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.

На подгрупповых занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесенности слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

 

На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

  1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
  2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
  3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
  4. Постановка звуков разными способами;
  5. Автоматизация звуков в речи;
  6. Дифференциация звуков в речи;
  7. Обогащение словарного запаса;

 8.- закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях. 


   

                                             

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.

 

 

Часто задаваемые вопросы

 

Что нужно иметь при себе на логопедическом занятии?

Ребенок должен иметь при себе:

  • логопедическую тетрадь
  • носовой платок
  • салфетки

Что необходимо выполнять дома?

Обязательно соблюдать рекомендации учителя-дефектолога:

  • выполнять артикуляционную, дыхательную, пальчиковую гимнастику;
  • многократно проговаривать речевой материал, предоставленный логопедом, заучивать стихотворения;
  • родители должны участвовать во всех этапах коррекционной логопедической работы, помогая тем самым ребёнку быстрее и легче осваивать логопедические занятия;
  • Выполнять домашнее задание, даваемое учителем-дефектологом

Что используется на занятии?

Учитель-дефектолог использует на занятии следующее оборудование и инвентарь:

  • логопедический альбом, картинки, материалы для диагностики произношения звуков;
  • зеркало, оборудование, мебель в соответствии со стандартом;
  • шарики, мыльные пузыри, вата, ветерок для дыхательной гимнастики;
  • набор логопедических инструментов (шпатели, зонды, щётки) для постановки звуков;
  • модели артикуляции звуков;
  • карточки, книги, пособия для автоматизации звуков в речи;
  • литература, используемая в процессе логопедических занятий

 

Принципы работы Наиболее важные аспекты работы учителя-дефектолога

  1. Учет механизмов нарушения речи. Первоначально необходимо выявить причину появления логопатологии и устранить ее. Если причиной картавости является укороченная подъязычная связка (уздечка) необходимо растянуть или подрезать уздечку.

Нарушение речи может быть вызвано и недостаточным вниманием окружающих, в этом случае коррекционная работа направлена на нормализацию коммуникации ребенка, формирование артикуляции, фонематических процессов.

  1. Комплексность. Речь - процесс сложный. При коррекции нарушений речи требуется работа не только логопеда, но и других специалистов (детского психиатра, невропатолога, психолога), ведь мозг - единое целое, и нарушение звукопроизношения может быть одним из симптомов более сложного речевого расстройства.

 

  1. Воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода). Часто родители акцентируют внимание на одной речевой проблеме ребенка, не подозревая о том, что речь недоразвита в целом.

Нельзя ограничиваться только коррекцией неправильного звукопроизношения; такие нарушения как пропуски и перестановки звуков и слогов в словах, бедность словарного запаса, неправильное согласование слов в предложение также заслуживают внимания.

  1. Опора на сохранное звено. Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом постепенно подключают нарушенное «звено» к активной деятельности.
  2. Учет закономерностей нормального хода речевого развития. В овладении языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать. Основная задача логопедической работы - максимально приблизить ход речевого развития ребенка, страдающего нарушением речи, к нормальному порядку.
  3. Учет ведущей деятельности. Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Учитель-дефектолог включается в игру и незаметно для ребенка помогает ему преодолеть речевое нарушение.
  4. Поэтапность. Логопедический процесс длительный и целенаправленный. Выделяются следующие этапы:

o        диагностика (обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции)

o        коррекция: мотивирование обучаемого, подготовка органов артикуляции, отработка правильного речевого дыхания, постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков

o        оценка и контроль динамики в обучении, проверка отсутствие рецидивов

  1. Учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок, в особенности ребенок с каким-либо отклонением, индивидуален., учитель-дефектолог учитывая индивидуальные особенности, находит подход к любому ребенку, установить с ним доверительные отношения, заинтересовать, внушить уверенность в обретении нормальной речи. найти индивидуальный подход к ребенку - залог успеха логопедической работы.
  2. Тесное сотрудничество с родителями. Роль родителей в устранении речевой проблемы ребенка - одна из ведущих. С учителем-дефектологом ребенок проводит пару часов в неделю, тогда как становление речи процесс постоянный.

Только родительское участие, заинтересованность, изобретательность, энергичность и постоянный контроль над процессом способны довести сдвинутое с места логопедом дело до конца. А совместное преодоление проблемы способно сплотить родителей и ребенка, ведь оно подразумевает обучение через игру! Особенно это важно в работе с безречевыми детьми (алаликами, детьми с задержкой речевого развития), когда именно родителям необходимо постоянно, регулярно многократно и единообразно течении дня в проговаривать одно слово. И вот чудо - ребенок заговорил!

Что делают учителя-дефектологи?

     Широко распространено мнение о том, что учителя-дефектологи только «ста­вят» звуки, т.е. исправляют не­правильное произношение. Это не сов­сем так. Глобальной целью логопедиче­ского воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а имен­но: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физичес­кого и речевого слуха, развитие грамма­тической стороны речи, обучение навы­кам словообразования и словоизмене­ния, развитие артикуляционной мотори­ки, развитие связной речи и, наконец, коррекция произношения. В ходе рабо­ты попутно решается ряд дополнитель­ных задач: развитие психических процес­сов (внимание, память, восприятие, мы­шление), формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправлен­но и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки), формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мел­кой моторики и пространственной ори­ентировки),профилактика нарушений письма и чтения.

Когда и зачем нужны логопедические занятия?

     Логопедические занятия необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда коррекционная работа дает наилучшие результаты, ведь в 3-7 лет ребенок наи­более восприимчив к педагогическому воздействию, это сензитивный, т.е. на­иболее благоприятный, соответствую­щий законам нормального развития ре­бенка период для овладения родным языком. Поэтому целесообразно обра­щаться к логопеду за консультацией и помощью именно в это время, чтобы он имел возможность плодотворно порабо­тать и отправить ребенка в 1 класс с не­обходимыми речевыми навыками. В ло­гопедической помощи нуждаются раз­ные дети по разным причинам. Это за­висит от характера нарушений речи. Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки, как правило, [л] или [р], особый трагедии в этом нет — сей­час. Но позднее... Смогут ли родители дать гарантию, что такое отклонение от нормы не помешает ему в подростковом или старшем возрасте? А переучиваться во много раз сложнее. Если ребенок не­правильно произносит некоторые звуки и вдобавок нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему чет­ко различать звуки родного языка, это может привести к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия) в школе. Можно пустить все на самотек, обеспечив ребенку плохую успеваемость по русскому языку, стрессы и т.д., а мож­но попробовать походить на занятия к логопеду с дошкольником, чем потом иметь проблемы со школьником. Есть еще более сложные нарушения речи, и легко представить себе на основании приведенных примеров, что ожидает та­ких детей, если отложить начало коррекционной работы до поступления в шко­лу, не говоря уже о полном игнорирова­нии проблем развития своего ребенка.

Следует сказать, что любое нарушение речевой деятельности может привести к неприятным последствиям. Например, нарушения фонематического слуха, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова затрудняют изучение иностранных языков. Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рассказ приведут позднее к проблемам в изу­чении литературы, биологии, истории, ге­ографии, где тоже потребуются связные ответы и высказывания. Нарушение мел­кой моторики (т.е. движений пальцев рук) повлечет за собой трудности в обучении письму, рисованию, труду.